3. Сочинение по тексту В. Астафьева

   (1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку— скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём же рассказывала мне музыка? (5)О чём-то очень большом, (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне, (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!
       (9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, не есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».
       (17)«Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18)«3а что, мальчик?» -(19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (24)А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла,— это и была моя родина.
      (25)...Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)1 вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (30)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского, (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьеву)
       Почему любовь к родине человек испытывает вечно? Именно проблему тоски по родине затрагивает в своём тексте В.Астафьев.
    Эта нравственная проблема – одна из тех, которая актуальна в наши дни. Человек не может жить вне родины. Вспоминая детство, автор  рассуждает о знакомом человеке, который «лишился самого дорогого» и посвятил свою музыку родной земле. В. Астафьев убеждает, что, если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота.
    Позиция автора ясна: любовь к родному краю живёт в сердце человека постоянно.
   Нельзя не согласиться с автором в том, что поистине благородными людьми можно назвать тех, кто, вопреки жизненным невзгодам, сохраняет незримую связь с малой родиной, уважительное отношение к своему прошлому. Например, когда фашисты, оккупировав Францию, предложили генералу Деникину, воевавшему против Красной Армии во время Гражданской войны, сотрудничать с ними против советской власти, он ответил отказом, потому что родина для него была дороже политических разногласий.
     Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Малая родина – это колыбель детства, место, где человек формируется как личность, где закладываются основы нравственного воспитания. И если он помнит об этом, то его не изменят ни время, ни мода, ни окружающие люди. Так, Татьяна Ларина, героиня романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», после замужества становится блестящей светской дамой, но за внешними переменами в ней легко узнаётся прежняя провинциальная барышня, которая всё готова отдать «за полку книг, за милый сад».
    Итак, человек испытывает любовь к родине вечно, если сохраняет свою кровную связь с родным домом, со своим детством.     Таня Д., 11 класс
 Сочинение
    «Музыка хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалость». В предложенном тексте В.Астафьев заставляет нас задуматься над проблемой воздействия искусства на человека.
    Проблема, поднятая автором, остаётся актуальной во все времена, касается людей разных возрастов и профессий. Она относится к числу «вечных», потому что желание творить свойственно каждому человеку. Автор, рассказывая свою историю, объясняет, что значит для него музыка. Но также пытается донести до читателей значение музыки для каждого. Убеждает в том, что музыка как ключ, открывающий в людях нежные или горестные воспоминания.
      Я полностью согласна с мнением автора. Безусловно, искусство воздействует на человека: вдохновляет его, раскрывает в нём скрытые чувства. Примером влияния искусства на человека может послужить произведение А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Для княгини Веры, главной героини, музыка становится утешением после смерти Желткова, раскрывает чувственность её души, преображает внутренне героиню.
    С другой стороны, в романе А.Конан Дойля «Шерлок Холмс» главный герой, чтобы сосредоточиться, всегда брал в руки скрипку. Музыка, лившаяся из-под смычка, помогала принять ему верное решение, раскрыть тайну.
     Итак,  перефразируя В.Астафьева («Музыка властвовала в сердце человека»), можно сказать, что музыка, живущая в сердцах, способна творить чудеса с человеком.    Аня К., 11 класс

   

            Какую роль играет истинное искусство в жизни человека? Какое влияние способна оказать музыка на человека? Именно проблему воздействия музыки на душу человека поднимает в своём тексте  В.П.Астафьев.
             Автор раскрывает проблему на примере двух случаев из жизни рассказчика, который вспоминает чувства, пробудившиеся в его душе под влиянием музыкиПисатель повествует о мальчике, что услышал первый раз музыку и испытал чувства жалости  к себе и другим людям, тоску по родине.
            Размышляя над проблемой влияния музыки на человека, В.П.Астафьев сравнивает пережитые  героем чувства в детстве  с чувствами во время войны, когда рассказчик слышит ту же музыку. Автор обращает внимание на то, что музыка теперь оказывает другое влияние на слушателя: «она звала куда-то», «заставляла что-нибудь делать…»    
          Авторская позиция ясна: музыкой можно не только наслаждаться, музыка может заставить действовать...

Комментариев нет:

Отправить комментарий